Большеозерское муниципальное образование
Администрация Большеозеркого муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое местное самоуправление?

Местное самоуправление – это способность и право населения самостоятельно управлять делами в том месте, где оно живет. Такое управление должно учитывать интересы людей и осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в иных случаях и законами субъектов Российской Федерации.

Самостоятельная форма публичной власти на местах позволяет глубоко вникать в вопросы, связанные с особенностями нашего народонаселения: историческими и местными традициями, бытом, национальностями, культурой и т. д.

В какой форме осуществляется местное самоуправление, в котором участвует население?

Это – местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан.

Каким статусом наделено муниципальное образование и как устанавливаются его границы?

Как определено Конституцией Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, а именно – в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Понятия «поселение», «муниципальный район», «городской округ» даны в разделе пособия «Основные понятия и термины», поэтому подробно на них останавливаться не будем. Обратимся к тому, как устанавливаются и изменяются границы территорий муниципальных образований, согласно законам субъектов Российской Федерации.

Важнейшим требованием при установлении границ муниципальных образований является требование о том, чтобы территория каждого субъекта Федерации была разграничена между поселениями. Исключение составляют территории субъектов Российской Федерации (либо территории районов субъектов Российской Федерации) с низкой плотностью населения.

Как принимается устав муниципального образования и каково его содержание?

Устав муниципального образования, а также решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Устав принимается представительным органом муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа. В поселениях, где число жителей не превышает 100 человек, обладающих активным избирательным правом, устав принимается на сходе граждан.

Проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав должен быть опубликован (обнародован). Одновременно необходимо опубликовать (обнародовать) порядок учета предложений по проекту устава, а также порядок участия граждан в его обсуждении.

Какова правовая основа местного самоуправления?

В основе осуществления местного самоуправления лежат:

– общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

– Конституция Российской Федерации;

– федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, определяющие полномочия органов местного самоуправления;

– указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

– постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 утверждены правила разграничения обязательств муниципальных образований и составления передаточного (разделительного) акта; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года утвержден перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения и перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения);

– иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

– конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

– уставы муниципальных образований;

Что такое муниципальные правовые акты, каковы их виды и как они принимаются?

Муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Это решение оформляется документально и обязательно для исполнения на территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты можно разделить на две группы: нормативные правовые и правоприменительные.

К нормативным правовым актам относятся все муниципальные акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

К правоприменительным актам относятся акты, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными актами нормативного характера.

Представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, которые относятся к его компетенции. Эти решения устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Кроме того, они направлены и на организацию работы самого представительного органа. В представительный орган муниципального образования проекты муниципальных правовых актов могут вноситься:

– депутатами представительного органа муниципального образования;

– главой муниципального образования;

– иными выборными органами местного самоуправления;

– главой местной администрации;

– органами территориального общественного самоуправления;

– инициативными группами граждан;

– иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования в порядке, установленном актом представительного органа.

В каких случаях проводятся публичные слушания?

Публичные слушания – это широкое совместное обсуждение общественностью и органами местного самоуправления наиболее важных для муниципального образования вопросов. Слушания проходят в виде обсуждения готовых проектов правовых актов по решению тех или иных вопросов. Они могут быть самыми разными. Но есть среди них и такие, которые выносятся на слушания в обязательном порядке. Они определены федеральным законодательством. Это:

– проекты устава муниципального образования и изменений, планируемых к внесению в устав;

– проекты местного бюджета и отчетов о его исполнении;

– проекты планов и программ развития муниципального образования;

– проекты правил землеустройства, капитального строительства, застройки и использования муниципальных земель;

– вопросы о преобразовании муниципального образования.

Проводиться публичные слушания могут главой муниципального образования или представительным органом муниципального образования. Население также может инициировать проведение слушаний. В этом случае публичные слушания назначает представительный орган.

Условия назначения, порядок подготовки и проведения слушаний должны быть прописаны в уставе или нормативном правовом акте муниципального образования. Эти документы должны предусматривать заблаговременное оповещение граждан о времени и месте проведения слушаний, меры по обеспечению участия граждан в публичных слушаниях, ознакомление с проектом правового акта, который выносится на обсуждение, опубликование результатов публичных слушаний. Результаты слушаний имеют рекомендательный характер.

Участвовать в публичных слушаниях и высказывать свое мнение по существу обсуждаемых вопросов может любой желающий совершеннолетний гражданин.

Как проводятся опросы населения?

Для выявления мнения населения муниципалитета и его учета при принятии решения органы местного самоуправления и органы государственной власти могут проводить опросы граждан.

Опрос проводится на территории всего муниципального образования или на части его территории. Принимать участие в нем могут все избиратели, проживающие на его территории. Инициаторами могут выступать как местные власти (по вопросам местного значения), так и органы государственной власти (по вопросу об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межмуниципального значения).

Назначает опрос представительный орган муниципального образования, и в своем решении о назначении он должен указать: дату и сроки проведения опроса, формулировки вопросов, методику проведения опроса, форму опросного листа и минимальную численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Содержание вопросов, выносимых на опрос граждан, не должно противоречить федеральному и региональному законодательству, муниципальным правовым актам. Как и в случае с референдумом, формулировки вопросов должны исключать возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

Жители муниципалитета должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней. Результаты опроса носят для властей рекомендательный характер. Результаты опроса граждан доводятся до населения.

Финансируют опрос инициаторы его проведения – соответственно, или органы местного самоуправления, или органы государственной власти субъекта Федерации.

Что такое органы местного самоуправления и кто относится к должностным лицам муниципального образования?

Федеральный закон устанавливает, что органы местного самоуправления – избираемые населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Близким к нему является понятие должностного лица местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядитель­ными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Орган муниципального образования должен либо избираться населением непосредственно (так формируется представительный орган муниципального образования – орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, который наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения), либо образовываться представительным органом муниципального образования. При этом обязательное формирование непосредственно населением установлено для представительного органа поселения и городского округа, который должен избираться на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35 Федерального закона). Представительный орган муниципального района может формироваться в ином порядке: в его состав могут входить главы поселений района и депутаты представительных органов поселений, входящих в муниципальный район. (Подробнее см. вопрос № 3 настоящей главы.) Иные органы муниципального образования могут формироваться только представительным органом муниципального образования.

Общее количество органов муниципального образования и их структура должны устанавливаться уставом муниципального образования. При этом за каждым из органов должна закрепляться компетенция по решению того или иного вопроса местного значения.

Изображения.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Свяжитесь с нами через форму обратной связи

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie